Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ "Большереченский детский сад" для обучения детей с особыми образовательными потребностями, инвалидов и детей с ОВЗ имеется кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-дефектолога, 5 кабинетов учителя-логопеда.
Объекты для проведения практических занятий
Для работы с детьми с ОВЗ подобран материал для обследования детей, раздаточный материал, речевые игры, лото, кубики, игры для развития психических процессов, коррекционно-педагогическая литература.
Библиотека
В детском саду отдельного помещения для библиотеки нет.
В групповых комнатах, в кабинетах учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога имеются книжные шкафы с книгами для практических занятий. Книжный фонд, методическая и учебная литература, периодическая печать размещены и в методических кабинетах корпусов. Художественная литература для детей имеется в каждой возрастной группе, в том числе и для пользования детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Детский сад не укомплектован специальными адаптивно техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флешкартах и специальными аппаратами для их воспроизведения).
Спортивные объекты
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого каждый корпус оборудован совмещенным музыкально-спортивным залом, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия физического развития, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для ведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми, в том числе детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Физкультурное оборудование - гимнастические скамейки, наклонная доска, гимнастическая лестница, маты, приставная лестница, планки и стойки для подлезания и прыжков, кольцебросы, баскетбольное кольцо; спортивный инвентарь: большие мячи, малые мячи, мячи набивные, мешочки с песком, кегли, обручи, скакалки, канат, шнуры, кубики, гимнастический палки, гантели.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ
Логопедический кабинет
Оснащение кабинета
1. Настенное зеркало - 2 шт.
2. Детские столы - 3 шт.
3. Детские стулья - 6 шт.
4. Стол для логопеда- 1 шт.
5. Стул полумягкий — 1 шт.
6. Шкафы для пособий-1 шт.
7. Полка настенная - 1 шт.
8. Магнитная доска - 1 шт.
9. Компьютер с выходом в интернет – 1 шт.
10. МФУ (принтер/сканер/копир) – 1 шт.
11. Лампа дневного освещения над зеркалом - 1 шт.
12. Чистое полотенце - 1 шт.
13. Картотека на имеющиеся пособия.
14. Коробки, папки для хранения пособий.
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
Пособия для проведения логопедического обследования (Альбом для логопеда/ О. Б. Иншакова-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.-279с.:
1. Обследование звукопроизношения;
2. Обследование понимания речи;
3. Обследование связной речи;
4. Обследование грамматического строя речи;
5. Обследование состояния словарного запаса;
6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа
и синтеза, фонематических представлений;
7. Обследование слоговой структуры слова;
8. Счетный материал для обследования;
9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
10. Картинки и тексты;
11. Шумовые инструменты на обследование фонематического слуха.
Пособия для формирования правильного звукопроизношения:
1. Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Профили звуков;
3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях,
текстах;
4. Пособия для работы над речевым дыханием;
5. Предметные картинки на изучаемые звуки;
Пособия для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
Пособия для обучения грамоте (чтению и письму):
1. Магнитный алфавит;
2. Настенный алфавит;
3. Бумажный алфавит;
4. Схемы для анализа предложений;
5. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
6. Логопедические буквари;
7. Веер букв.
Пособия для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
1. Предметные картинки по лексическим темам
2. Предметные картинки на подбор антонимов;
3. Предметные картинки на подбор синонимов;
4. Многозначные слова;
5. Предметные картинки «один-много»;
Пособия для развития связной речи:
1. Серии сюжетных картинок;
2. Сюжетные картинки;
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных
рассказов;
Дидактические игры:
-Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе»;
- Лото «Поиграем в магазин»;
- Пальчиковый кукольный театр;
-Потешки в картинках для самых маленьких;
- Шнуровки;
- Трафареты «Веселые зверята»;
- Мозаика;
- Азбука в кубиках;
-Деревянный конструктор: сказки, животные, предметы быта;
- Игра с липучками «Веселый фермер»;
- Развивающая игра «Мои первые цифры»;
- Лото «Времена года»;
-Геоборд;
Игрушки:
- Пластмассовые кубики;
-Лего;
- Кинетический песок;
- Больница;
- Парикмахерская;
- Муляжи: фрукты, овощи, продукты питания;
- Пластмассовые животные;
- Пирамидки;
- Инструменты;
- Машинки.
Используемая литература
1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск:Цицеро, 2014. – с.80
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 239.с.
4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
5. ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.
6. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г.
7. Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
8. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.Авторы: Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова.
9. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 208 с.
10. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 64 с.
11. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – 2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
12. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. СПб.: Издательский Дом «Нева» М.: «ОЛМА -ПРЕСС», 2002. – 688 с.
13. Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 304 с.
14. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. –М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.– М.: Просвещение, 1989. – 222 с.
16. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003. – 64 с.
17. Различаем парные твердые- мягкие согласные. Фонематические и лексикограмматические упражнения с детьми 6-8 лет : пособие для логопедов/ В.В. Коноваленко, М.И. Кременцкая. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 144 с.
18. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно- воспитательная работа логопеда ДОУ / О. В. Шемякина. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 168 с.
19. Созонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь.-Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. – 32 с.
20. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 72 с.
21. Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи / Г.В. Давыдова. – Изд. 3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 75 с.
22. Устранение заикания у дошкольников в игре: Книга для логопеда/ И.Г. Выгодская, Е.Л. Успенская. М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
23.Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Книга для логопеда/ И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Е.Л. Успенская. М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
24. Светлова И.Е. Развиваем устную речь: Учебное пособие –М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2001. – 80 с.
25. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. – М. : Махаон, Азбука – Аттикус, 2016. – 128 с.
26. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. – М. : Махаон, Азбука – Аттикус, 2016. – 128 с.
27. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – 3-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2007. – 80 с.
28. Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – 208 с.
29. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 279 с.
30. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э.Теремкова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. 48 с.
31Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э.Теремкова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. 32 с.
Кабинет дефектолога.
Оснащение кабинета
1. Набор мягких модулей – 28 шт.
2. Стеллаж для игрушек – 1шт.
3. Настенное зеркало - 1 шт.
4. Детские столы - 3 шт.
5. Детские стулья - 6 шт.
6. Стол для педагога- 1 шт.
7. Стул полумягкий — 1 шт.
8. Шкафы для пособий-1 шт.
9. Полка настенная - 1 шт.
10.Магнитная доска - 1 шт.
11.Компьютер с выходом в интернет – 1 шт.
12.МФУ (принтер/сканер/копир) – 1 шт.
13.Лампа дневного освещения над зеркалом - 1 шт.
14.Игрушки в ассортименте.
15.Картотека на имеющиеся пособия.
16.Коробки, папки для хранения пособий.
Оснащение для индивидуальной работы с детьми
1. Пособия для индивидуальной работы.
2. Текстовой материал для познавательного и речевого развития детей.
3. Материалы для обследования.
Кабинет психолога.
Оснащение кабинета
1. Детские столы - 1 шт.
2. Детские стулья - 2 шт.
3. Стол для педагога- 1 шт.
4. Стул полумягкий — 1 шт.
5. Шкафы для пособий-2 шт.
6. Магнитная доска - 1 шт.
7. Компьютер с выходом в интернет – 1 шт.
8. МФУ (принтер/сканер/копир) – 1 шт.
9. Световой туннель или зеркало с эффектом бесконечности – 1 шт.
10.Фибероптический душ«Звездный дождь» – 1 шт.
11.Набор мягких модулей – 6 шт.
12.Панно «Звездное небо» - 1 шт.
13.Фонтан водный с мягким основанием – 1 шт.
14.Стол для рисования песком – 1 шт.
15.Зеркала – 3 шт.
16.Мольберт – 1 шт.
17.Картотека на имеющиеся пособия.
18.Коробки, папки для хранения пособий.
Развивающий материал по работе с детьми
Развивающие игры: «Лото», «Домино», различные пазлы, мозаика,
шнуровки, логические игры, конструктор, готовим руку к письму, кубики
деревянные, резиновые мячики для массажа рук.
Музыкальные инструменты: барабан, дудочка, погремушки.
Для рисования карандаши, фломастеры, трафареты.
Домашняя песочница, пластилин.
Используемая литература в работе педагога психолога.
1. Работа психолога с застенчивыми детьми. Л.И.Катаева.2004г.
2. Занятия для детей с задержкой психического развития старший дошкольный возраст. Н.В.Ротарь; Т.В.Карцева.
3. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей. Д.Р.Кайль.
4. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. А.Н. Веракса.
5. Проверяем знания дошкольника: Тесты для 3лет; тесты для 4 лет; тесты для 5 лет. Гаврина. С.Е.; Кутявина Н.П; Топоркова И.Т; Щербинина С.В.
6. Развиваем интеллект 4-5 лет. Земцова О.Н. 2018г.
7. Картотека психологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста.
8. Тесты: Психологическая готовность ребенка к школе.
9. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо,2006
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В корпусе №2 и корпусе №5 созданы условия для свободного доступа в здание детского сада инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: увеличена площадь крыльца и дверного проёма, противоскользящее покрытие крыльца, вход оборудован пандусом и устройством двусторонней связи с дежурным, мнемосхема, тактильные полоски .
В здании имеются напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета.
Укажите на наличие/отсутствие средств доступа в здание: пандусы, электроподъемники и другие. При отсутствии указать: Конструктивные особенности здания ДОУ «Название сада» не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Укажите, что тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации присутствуют (либо – отсутствуют)
Специальные условия питания
В МБДОУ «Большереченский детский сад» в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 20 — дневным меню, утвержденным заведующим. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдения режима питания в детском саду в 1 и 3 корпусе организовано 3-хразовое питание детей (режим пребывания -10,5 часов), во 2, 4 , 5 корпусах - организовано 4-хразовое питание (режим пребывания - 12 часов). Для детей с заболеваниями, требующими индивидуального подхода при организации питания –утверждено отдельное 20-ти дневное меню (корпус №3).
Создание отдельного меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Бесплатное питание предоставлено для детей-инвалидов.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в детском саду осуществляет медицинская сестра.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствуют.Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "Большереченский детский сад" отсутствуют.