Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Большереченский детский сад» (далее Программа) является нормативно управленческим документом и согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее - ФОП ДО) определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования), организацию образовательной деятельности и обеспечивает построение целостного педагогического процесса.
Образовательная Программа обеспечивает целостное развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основ-ным направлениям: социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому; достижение воспитанниками готовности к школе.
Настоящая Программа разработана и утверждена организацией в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
Ссылка на ФОП ДО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МБДОУ «Большереченский детский сад», реализуемой образовательной программой МБДОУ «Большереченский детский сад» с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшест-вующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цели и задачи реализации ОП
Цель: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Реализация Программы направлена на:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и со-циокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Роди-ны;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируе-мых результатов освоения образовательной программы ДО;
2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патрио-тизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценно-стного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребён-ка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе огра-ниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрас-тными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, дру-гими детьми, взрослыми и миром;
6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа реализуется в течение пяти лет пребывания детей в ДОО.
Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей от 2 месяцев до 7 лет вплоть до прекращения образовательных отношений.
Составляющие Программы обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, служат механизмом реализации ФОП ДО и раскрывают принципы, методы, приемы и порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, а также подходы к интеграции образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Содержание Программы и организация образовательного процесса учитывает и хватывает возрастные периоды физического и психического развития детей, индивидуальные особенности контингента детей, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в МБДОУ «Большереченский детский сад»:
• ранний возраст (от 2 до 3 лет: первая младшая группа);
• дошкольный возраст (от 3 до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.
Коррекционно-развивающая работа (далее-КРР) и\или инклюзивное образование в ДОУнаправлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных катего-рий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разно-стороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
КРР представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому сопровож-дению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в ДОУ осуществляют педагоги, педагог-психолог, дефектолог, логопеды.
Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на государственном языке РФ – русском.
Режим работы ДОУ представляет годовой цикл:
- холодный период: основной (учебный год) период (сентябрь – май), составляет-ся определенный режим дня и расписание организованных образовательных форм;
- летний период (июнь – август), для которого составляется другой режим и расписание организованных форм (без учебной нагрузки), представленные в виде занимательного дела, проекта и т.д.
Пятидневная рабочая неделя с 12-часовым пребыванием детей с 8.00 до 20.00 ча-сов, с 10,5 часовым пребыванием детей с 8.00 до 18.30 часов.
Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка явля-ется развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в уста-новлении прочных связей с социумом и совершенствованием конструктивных взаимоотношений с родителями, строящихся на идее социального партнерства. Педагоги детского сада уделяют большое внимание работе с семьями воспитанников, вовлекая родителей в единое образовательное пространство. Для того чтобы взаимодействие было эффективным, в своей деятельности мы акцентируем внимание на основных социальных потребностях родителей: потребности в познании, потребности в самореализации, потребности в признании.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДОУ, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОУ уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбе-режения ребёнка.
Реализация данной темы осуществлена в процессе следующих направлений про-светительской деятельности:
1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и пси-хическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;
2) своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОУ и семьи в решении данных задач;
4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОУ;
5) информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое).
Программа для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье» рассчитана на работу с детьми 3–7 лет и направлена развитие личности ребенка посредством приобщения его к
традициям, культуре, экономике и природе родного края. Программа входит в целостный интегрированный учебно-методический комплекс «Омское Прииртышье» и состоит из пяти разделов: «Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья», «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья», «Введение вмир труда и экономики Омского Прииртышья», «Введение в мир культуры Омского Прииртышья», «Введение в мир литературы Омского Прииртышья».
Программа «Омское Прииртышье» https://drive.google.com/file/d/1a28UCn0lD7XTzjzU2WeW_ZRQ9JWYLWLm/view?usp=sharing
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы
- детским садом и школой.
Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» https://drive.google.com/file/d/1XD0fXm9iTapiyfbKfiXxo6cC1BhVSa4b/view?usp=sharing